Профессиональная идентичность психолога. Важна ли она?
15 июня, 2025

Привет, друзья! Закончился целый сезон работы супервизорской группы по биосинтезу. Это был насыщенный событиями сезон, но очень важный для формирования моей идентичности психолога в биосинтетическом подходе.
Когда я только начинала проходить обучение по специальности «Клиническая психология», мне было очень странно, почему мы столько времени посвящаем вопросам идентичности. Почему это так важно? Это было странно еще и потому, что, получив свои предыдущие 3 высших образования, я не помню, чтобы где-то мы столько времени этому посвящали. Даже и не знаю, новое ли это веяние или в психологических специальностях так было всегда. Кто знает, подскажите!
В прошлом я осваивала профессии «Инженер», «Педагог английского языка» и «Мастер бизнес администрирования (МВА)», причем последняя специальность получена в The Open University of Business School (UK). Пожалуй, только там мелькало что-то, что по сути напоминало разговор об идентичности, а между тем, я считаю, что это очень важная часть работы по формированию внутренней фигуры специалиста.
Лидия Шнейдер, доктор психологических наук, профессор, автор концепции профессиональной идентичности говорит о ней так:
Профессиональная идентичность — это сложный интегративный психологический феномен, ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней.
Могу сказать, что именно работа с профессиональной идентичностью помогла мне справиться с «синдромом самозванца». Учитывая, что психология — это моя вторая профессия в жизни, на первых этапах работы этот синдром у меня был очень силен. Я чувствовала себя каким-то «слесарем-гинекологом» (образ из анекдота), пытаясь совместить свой прежний опыт работы с людьми и новые навыки из сферы психологии.
Сейчас весь мой жизненный опыт нашел свое место внутри, так что в свой профессии я явственно ощущаю себя на своем месте. Это дает спокойствие, уверенность в себе и бессознательно считывается клиентами, успокаивает их тревогу и создает очень важное ощущение — ощущение безопасности.
Какие инструменты помогли мне совершить переход из одной профессии в другую?
Идем по списку:
- Сознательная работа с профессиональной идентичностью — обсуждение ее, ощущение ее и исследование через арт-терапевтические техники
- Пребывание в профессиональных сообществах, общение с коллегами на «одном языке»
- Личные и особенно групповые супервизии, интервизорские группы
- Участие в Психотерапевтических профессиональных объединениях
- Участие в Профессиональных научных и практических конференциях, симпозиумах, декадниках в качестве слушателя, докладчика, ведущего мастер-классов и тп.
- Постоянное и разноплановое профессиональное обучение.
Что дает такая работа?
В первую очередь чувство, что я в своей профессии, как дома. Очень важно быть принятым в своей профессиональной роли коллегами. Общение с ним в разных контекстах, сравнение, обсуждение подходов, принципов и ценностей помогают ощутить какой именно ты специалист, а еще это помогает «выучить новый (профессиональный) язык» и начать свободно на нем говорить. Все это закладывает основы того, что чаще всего называют профессиональной деформацией.
Уверена, что каждый человек сталкивался в своей жизни с понятием «профессиональной деформации»*. Раньше я относилась к этому, как к побочному эффекту от лекарства, как к чему-то неполезному, но со временем поняла, что это тоже важная часть профессиональной идентичности. Это как у художников, чтобы сделать «подмалевок», то есть разместить на холсте цветовые пятна в соответствии с положением объектов на будущей картине, нужно особым образом смотреть на окружающий мир.
И такая дефомация восприятия реально нужна! Чтобы быстро ориентироваться в стремительном потоке событий, которые происходят в рамках одной психологической сессии, нужно иметь особый взагляд, действительно очень похожий на взгляд художника, только телесно-ориентированный психотерапевт смотрит на другое.
Как «живет» тело клиента в то время, когда он рассказывает о чем-то очень важном из своей жизни, как ведут себя его глаза, что с его дыханием, его тело замирает или наоборот начинает активно двигаться. Из таких едва заметных мелочей складывается общая картина того, какие конфликты бушуют во внутреннем мире клиента, хотя он сам о них может совершенно не подозеревать.
НО! Важно и другое, не терять способности видеть окружающее глазами обычного человека. Когда встраиваются обе эти способности и мирно сосуществуют друг с другом, рождается настоящий Мастер. В профессии психолога, как мне кажется, это особенно важно, так как не позволяет «потерять» реального человека под «тонной» психологических знаний. Как говорил Дэвид Боадэлла, основатель Биосинтеза: «Грамм контакта стоит тонны техник!»
_______________________________
* Для справки. Профессиональную деформацию можно описать, как когнитивное искажение или искажение восприятия, которое возникает в следствие постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.