Проблемы в отношениях, одиночество. Задачи и результаты психотерапии.

Тема проблем в отношениях и одиночества довольно распространенный запрос в моей практике, так что данная статья поможет вам сориентироваться, если для вас такая тема актуальна.

Проблемы в отношениях — это обширная тема, поскольку касается разных типов взаимосвязей, которые человек выстраивает в своей жизни с другими людьми.

Это могут быть отношения в паре, детско-родительские отношения, отношения с друзьями и коллегами, отношения с авторитетными фигурами (начальниками) или отношения с подчиненными, одиночество, то есть любые проблемы, возникающие в системе «человек — человек», независимо от пола, возраста и ролей людей, принимающих в них участие.

К темам, которые могут являться причиной проблем в отношениях, относятся:

  • Страх открыто говорить о своих потребностях и чувствах, недопонимание, избегание или постоянная провокация конфликтов
  • Эмоциональные проблемы: отчужденность, эмоциональная холодность, обиды, раздражение, скандалы, игнорирование, обесценивание, месть, злоупотребление властью и тп.
  • Сложности с установлением близких отношений, недоверие, сложности в интимной жизни, измены, газлайтинг в паре и тп.
  • Нереалистичные ожидания от партнера или, в целом, неоправданные ожидания, которые не могут быть осуществлены через отношения и тп.
  • Отсутствие четких представлений о том, с кем и как я бы хотел (-а) встраивать отношения, и зачем они мне вообще
  • Не совпадение ценностей, взглядов на жизнь, долгосрочных жизненных целей, невозможность самореализации и недостаток личностной свободы в партнёрстве с другими людьми
  • Невозможность совершить выбор в пользу того или иного партнера, внутренние «метания», связанные с этим выбором
  • Сложности в создании партнерств с целью организации совместного бизнеса или развития совместных проектов в любой сфере.

Цели психотерапевтической работы.

Для начала скажу, что такой запрос подразумевает цикл сессий, потому что укоренившиеся реакции, которые вызывают проблемы в отношениях или невозможность их создать, требуют поэтапной работы (этапы см. ниже).

Обычно человеку требуется информация и время на осмысление, чтобы принять решение и начать терапию. Поэтому для начала можно прийти на разовую консультацию, чтобы познакомиться со специалистом, рассказать ему о своих сложностях и обсудить задачи, которые можно решить в ходе психотерапии.

Такая встреча поможет вам понять и почувствовать, подходит ли вам данный специалист, комфортно ли вам с ним, есть ли у вас к нему доверие, есть ли между вами взаимопонимание. Если специалист не подошел, то важно не расстраиваться и продолжить поиск.

Возможно, это не очевидно, но поиск подходящего психолога уже вас двигает к решению ваших проблем в отношениях, поэтому не отступайте и продолжайте искать, подходящий специалист обязательно найдется!

Теперь подробнее о целях психотерапевтической работы. В общих чертах, в психотерапии одиночества и проблем в отношениях фокус внимания будет на следующих трех сферах:

1. Восстановление психологического равновесия. Это важно, так как одиночество и проблемы в отношениях дестабилизируют эмоциональное состояние человека и потребляют много психологических ресурсов. Работа над собой тоже требует большого количества ресурсов, поэтому, перед тем как разбираться в проблемах, нужно восстановить душевное равновесие.

2. Исследование источников проблем. Каждая проблема имеет свои «корни», которые часто уходят глубоко в прошлое. Трудность здесь бывает в том, что человек не может уловить связь между событиями прошлого и происходящим в настоящем. Это и правда сложно, тем более что многие факты из прошлого «забыты», они всплывают только во время терапевтической работы.

А между тем, установление таких связей очень важно, так как они выстраивают внутреннюю логику поступков в настоящем, что помогает избавиться от самообвинения и стыда, восстановить целостность личности, заполнив «белые пятна» непонимания самого себя. В конечном счете — это тоже про ресурс.

3. Восполнение необходимых навыков для установления успешных отношений. Из всей предыдущей работы возникает целый список ситуаций, где человеку просто не хватает нужных навыков, чтобы выразить себя и свои чувства, но при этом сделать это социально приемлемым способом. В этом месте пока находятся только «детские» способы справляться с жизнью.

На этом этапе важно подключить творческую энергию, чтобы придумать, «подсмотреть», научиться новым способам поведения, которые заместят старые неадаптивные паттерны поведения. Здесь очень много игры и экспериментов, поэтому, несмотря на то что мы работаем с проблемами, этот этап дает большой заряд энергии и ресурс.

Работа в этих трех направлениях может происходить параллельно, здесь нет и не может быть жесткой последовательности, так как психолог обязан учитывать ваше психоэмоциональное состояние каждый раз, когда вы приходите к нему на сессию. Однако, эти цели определяют общее направление, в котором будет двигаться терапия одиночества и проблем в отношениях.

Важно сказать, что, начиная уже с 1 шага, многое начинает меняться в реакциях человека на события в реальном мире (за пределами кабинета), причем происходит это без участия волевого контроля. Вам не нужно «следить» за собой, чтобы реагировать по-другому.

И хотя звучит это немного фантастически, это закономерный результат глубинной работы, работы с бессознательным, которая происходит в телесно-ориентированной и соматической голосовой психотерапии.

Немного об истоках одиночества и проблем в отношениях.

Конечно, в психотерапии работа с каждым конкретным человеком  — это уникальный процесс. Когда он начинается, то сложно предсказать каким будет его следующий поворот, какой в целом будет эта Дорога, ведь психологическая биография — последовательность событий, эмоциональных реакций на них и переживаний — неповторима.

Тем не менее, есть сферы жизненного опыта человека, которые, если присутствуют в биографии, с высокой долей вероятности оставят негативный след в его душе. 

К ним относятся:

1. Травматический опыт: шоковая травма, физическое, психологическое, сексуальное насилие в семье, физическое, сексуальное насилие со стороны других людей, пережитое в детском и/или взрослом возрасте. Причем это может быть, как реализованное насилие, так и его угроза.  Сюда же попадает и так называемая «травма свидетеля» и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). 

2. Особенности детского воспитания: жесткие методы воспитания, отсутствие эмоциональной связи с ребенком, безразличие, игнорирование ребенка и его потребностей, запреты и чрезмерный контроль за поведением, гиперопека, унижение, высмеивание, обесценивание, постоянное негативное сравнение, тяжелая атмосфера в семье, наличие тяжело больных братьев/сестер/родственников, множественные аборты или выкидыши у матери, смерти детей в семье до и после рождения клиента, непереработанное горе, нужда, трудное финансовое положение и/или нестабильность и тп. Воспитание в семье, когда в ней есть зависимые (алкоголизм, наркомания) или психически нездоровые взрослые, особенно, если это кто-то из родителей или оба.

3. Родовые сценарии: передающиеся из поколения в поколение поведенческие программы, неадаптивные предикции (предсказания/ожидания), убеждения и ценности, родовая безрадостная эмоциональная «атмосфера», родовые «легенды» и «тайны», непеработанное горе тяжелых потерь предыдущих поколений и тп.

4. Культурные и национальные особенности (особенно при смене места жительства), могут ограничивать, изолировать человека от других людей в обществе, затруднять интеграцию и завязывание социальных и межличностных «связей»

5. Негативный опыт общения и взаимодействия с группами людей в прошлом: опыт дискриминации, буллинга, хейтинга, незавершенных конфликтов с друзьями, одноклассниками, одногруппниками, трудовыми и другими коллективами, опыт травли в социальных сетях и тп.

Исследование этого опыта в рамках терапии терапевтично уже само по себе, так как позволяет переосмыслить свой опыт, установить более четкие причинно-следственные связи и зоны ответственности всех участников травмирующих событий в прошлом.

Это помогает определить «истоки» неадаптивного поведения, восстановить самооценку и самоуважение, и, в конечном счете, вернуть себе контроль над собственной жизнью.

Психотерапия помогает восполнить недостающие навыки межличностного взаимодействия, которые в прошлом не получили должного развития, к ним, в частности, относятся: умение выстраивать адаптивные психологические границы, умение справляться с эмоциями и не терять из виду свои цели и задачи, умение договариваться и идти на компромисс и тп.

В итоге человек начинает видеть «выход их тупика», обретает веру в себя и свои силы, чувствует себя достаточно уверенным, чтобы успешно выстраивать отношения с близкими и другими людьми, не обесценивать свои и чужие потребности и уметь их удовлетворять в межличностном общении.

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, НЛП Мастер, МВА, автор и ведущая тренингов. Аккредитованный супервизор и Действительный член ОППЛ (Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги).